Закаливание
детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких
и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты
закаливающих процедур:
- укрепление нервной системы,
- развитие мышц и костей,
- улучшение работы внутренних органов,
- активизация обмена веществ,
- невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства
закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся
предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего
воздуха. При
закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:
- проводить закаливающие процедуры систематически,
- увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,
- учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,
- начинать закаливание в любом возрасте,
- правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать
температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,
- закаливаться всей семьей,
- закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и
массажем,
- в помещении, где находится ребенок, никогда не
курить.
Основные
факторы закаливания - природные и доступные "Солнце. Воздух
и Вода”
Закаливание солнцем В дошкольном
учреждении закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в
весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со
световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам,
для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая
шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми
лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере
появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников
раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах.
Закаливание воздухом Воздух — наиболее доступное
средство закаливания в любое время года. В атмосфере движение воздуха
совершается интенсивнее, чем в помещении, поэтому кожные покровы человека, находящегося
вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает
непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или
расширение кожных капилляров). Систематическое пребывание ребенка на воздухе
помогает организму выработать способность быстро адаптироваться к новым
температурным условиям. Закаливание воздухом
начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.
Оздоровительный эффект его тем больше, чем большая поверхность кожи
подвергается влиянию воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей
ходить в облегченной одежде (в зимнее время в помещении, а в теплую погоду вне
его).
Вода как фактор оздоровления и закаливания Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание
или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в
бассейнах, открытых водоемах). Используют воду такой температуры, которая не
вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 — 36
°С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.
- Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то
преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании
в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только
температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн,
купании в море, лечебных источниках — еще и химический ее состав.
Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает
хороший массаж ее, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно,
и питанию. Водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим
средством, поэтому их следует проводить после утреннего или дневного сна.
- Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической
целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее
влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые
2 — 3 дня) снижают на 1 градус и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с
28 до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16 "С, для детей 3 лет и старше — до
14 "С.
- Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 — 3 лет, кроме
этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать
и верхнюю часть груди.
В ДОУ педагоги
ведут работу по профилактики зрительного утомления и развития зрения у
детей (по Ковалеву В.А) Разумный режим дня, двигательная
активность, правильное питание, все это должно занять важное место в комплексе
мер по профилактике близорукости и её прогрессированию, поскольку физическая
культура способствует как общему укреплению организма и активизации его
функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры
глаз. Специальные
упражнения для глаз – это движение глазными яблоками во всех возможных
направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для
внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с обще развивающими, дыхательными и коррегирующими
упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно
выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом
предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного
яблока максимальная, темп средний или медленный.
Важно
строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5
повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12. Тренажер
«Солнышко» Тренажер
применяется для детей дошкольных групп
детского сада. Тренажеры
для детского сада «Видеоазимут» Он
служит развитию конвергенции глаз, поможет снять зрительное утомление после
занятий, работы с компьютером и др.
|