Воскресенье, 19.08.2018, 01:19

МАДОУ "Детский сад №30" г.Тобольска 0+

Меню сайта
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 172
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Для Вас родители

 Попробуйте  дома
 «Звучащие картинки» - новый взгляд на развитие активной речи малыша».

     Практика работы с детьми подтверждает теорию психологов о главенствующей роли деятельности, позволяющей ребенку, если он включается в нее, активно развиваться.

     Методика развития речи располагает множеством приемов, один из них – это метод «Звучащих картинок».

     Для малышей самые привычные речевые образы – это малые фольклорные жанры.

     «Звучащая картинка» - это иллюстрация к произведению малого фольклорного жанра (песенка, потешка) или небольшому стихотворению, доступному и понятному ребенку. Образ, заложенный в таком стихотворении, максимально прост и ясен и в то же время урок, укрупнен, выведен на передний план. Основная идея данного метода – активизация речевой активности малышей во время изготовления картинки вместе с воспитателем.

     Картинка состоит из двух частей: основной (заголовка воспитателя) и съемной (продукт детской деятельности). Дети дополняют картинку новыми элементами. Это дает эффект высокой концентрации внимания и мыслительной активности, решает целый комплекс задач (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, нравственное и трудовое воспитание), дети также могут повторять песенки, потешки, стихи, в результате чего развивается звуковая культура речи, пополняется словарь. Показывая изготовленную ранее картинку, которая начинает «звучать», дети вспоминают знакомый текст, обыгранный в пальчиковой и подвижной играх, почувствованный пальцами и ладонями в лепке и рисовании, озвученный воспитателем с напевной интонацией.

     Картинка служит мощным стимулом для активного проговаривания. Ребенок, добавляя к ней ту или иную деталь, испытывает чувство удовлетворения от того, что видит результат своей деятельности, чувствует себя творцом, а это позитивно влияет на его личностное развитие.

     Преимущества картинок очевидны. Они могут многократно использоваться благодаря применению съемных материалов, позволяют работать как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Последовательность работы

-Введение в тему той песенки (потешки), с которой педагог будет знакомить детей.

-Проговаривание потешки педагогом.

-Пальчиковая игра по теме потешки с проговариванием.

-Рассматривание основной части «звучащей картинки».

-Физкультминутка в соответствии с сюжетом потешки.

-Продуктивная деятельность детей (добавление съемной части).

-Проговаривание потешки по изготовленной картинке.

     Немаловажно, что таким образом происходит приобщение детей к устному народному творчеству.


Круглый стол для родителей по речевому развитию «Как слово наше отзовется»

Цели:

 - Создание условий для речевого развития дошкольника;

- Формирование педагогической культуры родителей

- Повышение роли родителей в речевом развитии ребенка

Задачи:

 -Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи;

- Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье

Форма проведения: встреча с элементами практикума

Участники: Воспитатели, родители, логопед, музыкальный руководитель.

План проведения:

-Вступительная часть

-Выступление родителей (с домашним заданием)

-Практикум

-Педагогический всеобуч (характеристика детей четвертого - пятого года жизни)

-Прослушивание аудиозаписи высказываний детей, обсуждение

-Развлекательная игровая часть

-Заключительная часть

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап

-Подбор материала (карточки для обогащения словаря, для составления рассказов по картинкам)

-Аудиозаписи высказываний детей

-Диагностика речевого развития

2. Вступительная часть

-Краткое выступление воспитателя: разъяснение целей и порядка действий участников

3. Выступление родителей с домашним заданием

Чтение стихотворений:

Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай- не спеши

Оно бывает то, сурово,

То рождено теплом души

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет

Пока ты слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку превратить!

Оно одарит и ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

Много слов на земле,

Есть дневные слова

В них весеннего неба сквозит синева.

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Ты не делай их слугами

В мелком быту,

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря,

И горе - как ночь,

Только эти слова

Тебе могут помочь!

В. Шефнер

4. Практикум

Обсуждение факторов успешного речевого развития ребенка.

Родителям предлагается выбрать из перечня факторов наиболее значимые, прокомментировать свой выбор (на столах лежат карточки с текстом).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком

2. Общение ребенка со сверстниками

3. Строение артикуляционного аппарата

4. Речь взрослых- образец

5. Разитие мелкой моторики рук

6. Чтение детям художественной литературы

7. Игра ребенка со взрослыми и сверстниками

Разбор проблемных ситуаций

-Ответы детей на вопросы по картинкам

-Проработать примеры несовершенства речи детей

-Какие недостатки в речи детей выявились?

-Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Взрослым важно демонстрировать ребенку правильный образец речи, развивать фонематический слух с помощью специальных игр и упражнений.

5. Педагогический всеобуч «Характеристика речи детей пятого года жизни»(приложение 1)

Воспитатель знакомит родителей с содержанием раздела образовательной программы, по которой в детском саду осуществляется педагогический процесс.

Воспитатель: речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения с окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Обратите внимание: ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее- обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

6. Прослушивание аудиозаписи высказываний детей.

Вопрос для обсуждения. Какие ощущения возникли у вас, когда вы узнавали голоса своих детей, слышали их речь?

Воспитатель. В процессе обучения детей правильному произношению, обогащению словаря, выработки грамотной и связной речи участвуют не только воспитатели группы, но и узкие специалисты детского сада- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

Процесс закрепления речевых навыков происходит на специальных занятиях по развитию речи, а также во время праздников, развлечений, в течение дня во всех режимных моментах.

Предлагаем вашему вниманию развлечение.

7. Развлекательно-игровая часть

«Наши игры»

1. Игра «Словарь вежливых слов»

Ведущий. Придумано кем-то просто и мудро-

При встрече здороваться: «Доброе утро! »

«Доброе утро! » - солнцу и птицам.

«Доброе утро! »- улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

Н. Красильников

Итак, отгадайте, вежливые слова.

- Зазеленеет старый пень, когда услышит: добрый (день!

- Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече (здравствуйте!

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо) .

- Когда бранят за шалости, мы говорим, прости (пожалуйста) .

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо) .

-И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь… (до свидания) .

- Всем вам с большой любовью желаю крепкого (здоровья) .

2. Игра «Звериные приветствия»

Проводят родители.

Очень правильно, очень мудро,

Да не будет помехой лень,

Утром говорить всем «доброе (утро) »,

Ну а днем говорить «добрый… (день) ».

И ломать тут голову нечего,

Надо просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «добрый (вечер) »,

Пожелаем на ночь: «доброй… (ночи) ».

Ведущий. Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом? Я думаю, что да. Как здороваются, например, хрюшки?

Дети. Хрю-хрю!

Вед. Как приветствуют друг друга собаки?

Д. Гав-гав!

Вед. А петухи?

Д. Ку-ка-ре-ку!

Вед. Кукушки?

Д. Ку-ку!

Вед. Лягушки?

Д. Ква-ква!

Вед. Вороны?

Д. Кар-кар!

Вед. Ну а волки?

Д. У-у-у!

3. Игра «Слово на ладошке»

Проводят родители.

Все участники встают вкруг, берутся за руки, произносят считалку.

Мы найдем слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда, играем в слово.

На ком считалочка закончится, «ищет» слова на небе, на земле, в шкафу, в супе и т. д., «передает» слово соседу, тот- своему соседу и т. д.

4. Игра «Волшебна коробочка»

Проводят воспитатели.

Под музыку по кругу передается большая красивая коробка. Когда музыку выключают ребенок, у которого оказалась коробка, открывает ее и вынимает коробочку поменьше. На ней изображение предмета о котором нужно прочитать стихотворение или загадать загадку. Игра продолжается. В самой маленькой последней коробочке –призы для тех, кто читал загадки и загадывал стихи.

5. Игра «Загадки в чемодане»

Проводят воспитатели.

Руками не трогать не дают,

Зато ногами ловко бьют. (мячик)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (утенок)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами,

Песни распевает, время считает. (петух)

8. Заключительная часть.

-Встреча родителей с логопедом

-Подведение итогов родительского собрания. Принятие решений.

Приложение 1. Характеристика речи детей четвертого-пятого года жизни.

Главное направление в развитии ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки («мяч- это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний- описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимания смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

• Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

• У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;

• Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Несколько шагов к развитию речи дошкольника. 

Словесные игры

Что касается речи, тут важны три вещи:

кто говорит, как говорит и что говорит.
Д. Морли

Что обозначает термин «развитие речи»? Кто должен развивать речь? Где? Как сформировать речь ребенка и обогатить словарный запас? Как помочь ребёнку научиться пересказывать услышанное? Некоторые ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника и синквейн.

«Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека». (А.Г. Рузская). Многие учителя начальных классов говорят о несформированности речи и слабом речевом развитии. Очень часто у дошкольников перед школой все ещё существуют некоторые проблемы в виде скудного словарного запаса, они не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. Бывает, что у дошкольников нарушено не только звукопроизношение, но неразвито логическое мышление, нарушено внимание и не развита память.

Поэтому задача педагогов и родителей ещё до школы научить детей грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном или прочитанном.

При подготовке ребёнка к школе, уделяется большое внимание развитию речи, с детьми играют в словесные игры. Когда-то Сократ сказал: «Заговори, я хочу тебя увидеть». И при знакомстве с первоклассниками недостаточно внешних данных, педагог в первую очередь оценивает речь ребёнка. Нельзя не согласиться и с Плутархом: «В речи гораздо более, нежели в лице, открывается характер человека». Культура речи, правильность языка, богатый словарный запас говорят об уровне развития ребёнка и содержании его речи. А это показатель ума и интеллектуального развития.

В детском саду, в развивающих центрах, на занятиях с логопедом и психологом, с дошкольниками проводят занятия, направленные на развитие фонематического слуха, учат развитию речи и мышления. Не только специалистам, но и родителям необходимо больше обращать внимания на развитие и обучение ребёнка. Чем больше вы будете находиться рядом с ребёнком, чем больше будете интересоваться его достижениями, тем легче ребенок будет воспринимать трудности, ведь он знает, что рядом с ним всегда будут его родители.

Если Вы хотите дружить со своим ребёнком, посвящайте ему чаще своё свободное время, играйте вместе с ним. Педагог Е.А. Флерина в своих педагогических трудах обращала внимание на то, что «игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка и его родителей».

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.

Понятно, что чем лучше у него дошкольника будет развита речь, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Однако, незаметно для родителей, процесс подготовки ребёнка к школе иногда превращается лишь в бесконечное «натаскивание» по чтению и математике, лишая ребёнка возможности играть, гулять, заниматься спортом или просто развлекаться, удовлетворяя своё любопытство, например, многие дошкольники любят показывать фокусы, проводить опыты, но на это у них не хватает времени, так как нужно заниматься. Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить процесс обучения и усвоения ребёнком навыков и умений, нужно совсем немного.

При подготовке ребёнка необходимо помнить о трех несложных правилах работы:

  1. Общайтесь с ребёнком.

  2. Играйте с ребёнком.

  3. Обучайте ребёнка.

При этом можно использовать как простые, известные всем с детства обучающие игры, так и специальные, разработанные психологами, педагогами и методистами словесные игры.

Идете в детский сад – играйте по дороге, идёте на прогулку, в магазин – играйте по дороге, едите на дачу – играйте, гуляете в парке- играйте… Совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие.

Существует множество словесных игр, направленных на развитие речи и пополнение словарного запаса, развитие логического мышления и воображения.

Игры можно проводить как дома, так и в детском саду.

Игра ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Известная игра, развивающая слух и внимательность. Правила игры в детском саду: выбирается ведущий, который шёпотом говорит на ухо игроку слово или словосочетание, а тот передает другому игроку и так по цепочке. Если играют двое, то тогда второй игрок говорит вслух то, что услышал от первого.

Игра КТО БОЛЬШЕ

Посоревнуйтесь, кто больше слов назовёт на определенную букву, кто придумает самое длинное слово, кто опишет животное, которого не существует.

Игра В ГОРОДА И СТРАНЫ

Правила игры в детском саду: нужно придумать на определенную букву страну, город. Можно придумывать не только города и страны, а также животные, растения, имена.

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz