Вторник, 20.02.2018, 14:30

МАДОУ "Детский сад №30" г.Тобольска 0+

Меню сайта
Календарь
«  Февраль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Для Вас коллеги

 Центр речевой

Предотвратить развитие речевых нарушений в дошкольном возрасте сможет правильно организованная речевая среда, которая стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.

Центр речевой активности соединяет в себе 2 центра: центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем правильно говорить». Ключевым персонажем центра является мягкая игрушка – попугай Кеша со встроенным диктофоном. Попугай двигается, задает вопросы, преподносит сюрпризы, одним словом делает все для того, чтобы вызвать у детей большой интерес и побудить к речевой активности. У Кеши свой дом, в «окне» которого отражается тема недели. Здесь же на ниточках висят фигурки (в соответствии с темой недели, благодаря им дети могут проверить развитие своей воздушной струи. Главным украшением уголка является дидактическое дерево, меняющее окраску листьев в соответствии со временем года. На крючки подвешиваются яблоки, отображающие тему дня. Обращение к дидактическому дереву в начале недели с целью знакомства с новой темой, стало ритуалом. На ствол дерева закреплено зеркало. На столе игровизор – смоделированный из магнитной доски компьютер, он необходим при обучении чтению – дети составляют слова.

  Игровой и дидактический материал располагается в шкафу, он помещен в папки с соответствующей маркировкой и располагается на самой верхней полке – это материал для воспитателя. Следующую полку занимает художественная литература. На доступной для ребят высоте - «Полочка умных книг», на которой выставляется дидактический материал и художественная литературы по теме. Эта и следующая полка отражают интеграцию областей. 

Оборудование и материалы центра:

Детские книги по программе и другие (книги детей по возрасту, «на вырост», сезонная литература, книги-самоделки): сказки, загадки, потешки, рассказы, стихи, научно-познавательная литература и краеведческая, детские журналы, Методическая копилка по темам неделей -1, Картотеки, Комплексы артикуляционной гимнастики, Пальчиковая гимнастика по темам неделей, Гимнастика для глаз, Консультации для родителей, Домашние задания для родителей (по темам неделей), Демонстрационный материал, Пословицы и поговорки в иллюстрациях, Чистоговорки в картинках, Детские писатели, Игры (Лото «Сказочные герои», Мягкие кубики «Составь сказку», Прочитай по первым буквам, Я учу буквы, Фонетическое лото «Звонкий - глухой», Познавательная игра – лото «Мир вокруг нас», Сам себе сказочник (5-8 лет), Игры – шнуровки, Звуковая азбука, Логопедическое лото (5-7 лет), Лото «Заколдованные картинки» (5-7 лет), Аналогии (от 3-х лет), Четвёртый лишний (5-7 лет). 

                                                                                     


Развитие речевой активности дошкольников

в разные режимные моменты


Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта в Российской Федерации, одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность образовательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и с взрослыми. Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать своё мнение, поддерживать эмоциональный тон – всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т.е. снижена его речевая активность.
Развитие речевой активности может успешно осуществляться в режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Утром, когда ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой. В данной ситуации удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм. Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя. Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес механически, не понимая, что конкретно обозначают слова: «Ленинградская», «Белградская», что обозначают цифры в его адресе. Можно поинтересоваться у ребенка, чем их родные и близкие занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали; попросить рассказать о своих играх, занятиях и развлечениях. Такие индивидуальные беседы хорошо использовать для развития произносительных и грамматических навыков (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий), уточнить смысл незнакомых или малознакомых слов.
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, необходимо включать игры, способствующие расширению словарного запаса детей, их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается со звука «с», а заканчивается на звук «а», «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка). Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке, букву или нарисуй картинку», « Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение». На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

Занимаясь аппликацией, рисованием, эффективно использование приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог задает наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»; а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому, словесно оформить просьбу. Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию планирующей функции речи, дает возможность познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные названия, совершенствовать восприятие пространственных отношений.
В старшем дошкольном возрасте в процессе экспериментирования дети ставятся в такие условия, когда им необходимо обсудить проблему, найти решение, объяснить и доказать свой выбор. В такой ситуации ребёнок использует весь свой словарный запас, старается найти правильные слова, правильно оформить сложное предложение, вступить в речевой контакт с другими детьми.
Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые являются жанрами устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и подобные игры можно использовать на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички, дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с небылицами, частушками, былинами.
Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Во время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для чего они нужны, из чего сделаны. Дети могут подробно рассказать, с какой стороны правильно положить ложки, вилки, ножи, назвать обобщающее слово «посуда», вспомнить профессии «повар», «кондитер». Активность детских высказываний возрастет, если задавать им вопросы, требующие рассуждений, развернутых предложений: «Что произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?», «Как называется цветок, который стоит справа от тебя?», «Чем одно растение отличается от другого?» и т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника, грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного обучения в школе.

Несколько шагов к развитию речи дошкольника. 

Словесные игры

Что касается речи, тут важны три вещи:

кто говорит, как говорит и что говорит.
Д. Морли

Что обозначает термин «развитие речи»? Кто должен развивать речь? Где? Как сформировать речь ребенка и обогатить словарный запас? Как помочь ребёнку научиться пересказывать услышанное? Некоторые ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника и синквейн.

«Речи развитие — процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека». (А.Г. Рузская). Многие учителя начальных классов говорят о несформированности речи и слабом речевом развитии. Очень часто у дошкольников перед школой все ещё существуют некоторые проблемы в виде скудного словарного запаса, они не умеют составлять предложение из слов, неправильно согласовывают слова в предложении. Бывает, что у дошкольников нарушено не только звукопроизношение, но неразвито логическое мышление, нарушено внимание и не развита память.

Поэтому задача педагогов и родителей ещё до школы научить детей грамматически правильно излагать свои мысли, пересказывать и рассказывать об увиденном или прочитанном.

При подготовке ребёнка к школе, уделяется большое внимание развитию речи, с детьми играют в словесные игры. Когда-то Сократ сказал: «Заговори, я хочу тебя увидеть». И при знакомстве с первоклассниками недостаточно внешних данных, педагог в первую очередь оценивает речь ребёнка. Нельзя не согласиться и с Плутархом: «В речи гораздо более, нежели в лице, открывается характер человека». Культура речи, правильность языка, богатый словарный запас говорят об уровне развития ребёнка и содержании его речи. А это показатель ума и интеллектуального развития.

В детском саду, в развивающих центрах, на занятиях с логопедом и психологом, с дошкольниками проводят занятия, направленные на развитие фонематического слуха, учат развитию речи и мышления. Не только специалистам, но и родителям необходимо больше обращать внимания на развитие и обучение ребёнка. Чем больше вы будете находиться рядом с ребёнком, чем больше будете интересоваться его достижениями, тем легче ребенок будет воспринимать трудности, ведь он знает, что рядом с ним всегда будут его родители.

Если Вы хотите дружить со своим ребёнком, посвящайте ему чаще своё свободное время, играйте вместе с ним. Педагог Е.А. Флерина в своих педагогических трудах обращала внимание на то, что «игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка и его родителей».

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.

Понятно, что чем лучше у него дошкольника будет развита речь, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Однако, незаметно для родителей, процесс подготовки ребёнка к школе иногда превращается лишь в бесконечное «натаскивание» по чтению и математике, лишая ребёнка возможности играть, гулять, заниматься спортом или просто развлекаться, удовлетворяя своё любопытство, например, многие дошкольники любят показывать фокусы, проводить опыты, но на это у них не хватает времени, так как нужно заниматься. Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить процесс обучения и усвоения ребёнком навыков и умений, нужно совсем немного.

При подготовке ребёнка необходимо помнить о трех несложных правилах работы:

  1. Общайтесь с ребёнком.

  2. Играйте с ребёнком.

  3. Обучайте ребёнка.

При этом можно использовать как простые, известные всем с детства обучающие игры, так и специальные, разработанные психологами, педагогами и методистами словесные игры.

Идете в детский сад – играйте по дороге, идёте на прогулку, в магазин – играйте по дороге, едите на дачу – играйте, гуляете в парке- играйте… Совместные игры с родителями доставляют ребёнку огромное удовольствие.

Существует множество словесных игр, направленных на развитие речи и пополнение словарного запаса, развитие логического мышления и воображения.

Игры можно проводить как дома, так и в детском саду.

Игра ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН

Известная игра, развивающая слух и внимательность. Правила игры в детском саду: выбирается ведущий, который шёпотом говорит на ухо игроку слово или словосочетание, а тот передает другому игроку и так по цепочке. Если играют двое, то тогда второй игрок говорит вслух то, что услышал от первого.

Игра КТО БОЛЬШЕ

Посоревнуйтесь, кто больше слов назовёт на определенную букву, кто придумает самое длинное слово, кто опишет животное, которого не существует.

Игра В ГОРОДА И СТРАНЫ

Правила игры в детском саду: нужно придумать на определенную букву страну, город. Можно придумывать не только города и страны, а также животные, растения, имена.

Игра ЦЕПОЧКА

Правила игры в детском саду: нужно придумывать слова на букву, на которую оканчивается слово.

Например, кошка-арбуз-зуб-бусы.

Игра СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ

Называете букву, а ребенок придумывает на эту букву съедобное и несъедобное.

Например,

  • Б – банан – билет;

  • К — клюква- ковёр.

Игра УГАДАЙКА

Говорите только первый слог, пусть ребёнок догадается, какое слово вы задумали. Потом слово загадывает ребёнок  - отгадываете вы.

Например, гру (ша), ле (то)…

Игра РИФМОПЛЕТ

Придумывайте рифмы к словам.

Например, огурец-молодец, Саша-каша, ночка-дочка…

Игра ПЛЫВЕТ, ЛЕТАЕТ, ПОЛЗАЕТ…

Считалочка для игры:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…
( Ирина Гамзакова)

Играть в эту игру можно по-разному:

  1. Первый вариант: летает (бабочка, муха, самолет…) и т.д.

  2. Второй вариант: игра с мячом. Один участник игры, бросая мяч другому, называет слово, которое можно найти на небе. Например, облака, самолет, птицы, луна. Затем задание меняется и игра начинается сначала.

Слова можно искать в воде, на земле, в лесу, в борще, в компоте, в саду, в комоде и так далее.

Игра ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА

Правила игры в детском саду: нужно назвать существительные по определенной теме по признакам.

Например, придумать волшебные слова по следующим темам:

  • веселое (смех, улыбка, настроение, радость…);

  • кислое (лимон, щи, варенье…);

  • вкусное (конфеты, апельсин, банан, пирог…);

  • холодное (снег, дождь, руки…);

  • горячее (солнце, чай…).

Словесные игры

Словесные игры направлены прежде всего на развитие речи детей. В возрасте 2–3 лет малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и самостоятельно выражать собственную мысль.

Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся обобщать предметы по общему признаку, находить сходства и отличия в увиденном, называть изменения, которые произошли с предметами, что, несомненно, пригодится при обучении в школе.

Для того, чтобы игры, направленные на развитие речи, проходили более эффективно, при их проведении необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, сочетать беседу со всеми детьми с индивидуальной, чередовать игры, используя по возможности каждый раз новые.


Прогулка Кати

Цель игры: помочь детям запомнить последовательность действий, побуждать пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Побуждать ребят пользоваться такими словами, как «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и др.

Оборудование: кукла Катя, небольшой сад со скамеечками, сделанный ребятами из кубиков, несколько других игрушек (например медвежонок, лисенок и котенок).

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель показывает детям куклу Катю и говорит, что сегодня она пойдет гулять в парк, который дети сейчас построят из кубиков. Всем раздаются кубики, и дети начинают мастерить скамеечки, бордюрчики, расставляют деревья. Вся работа должна сопровождаться комментариями ребят. Для этого руководитель побуждает детей отвечать на его вопросы:

1) а вы любите гулять в парке?
2) для чего там нужны скамеечки?
3) можно ли мусорить, выбрасывая бумажки и банки на траву? Почему?
4) другие.

Во время ответов воспитатель внимательно слушает детей, при необходимости поправляет, чтобы предложения были построены правильно.

Следующим этапом, когда парк готов, туда идет гулять кукла Катя, которая здоровается со своими знакомыми: медвежонком, лисенком и котенком, разговаривает с ними о погоде, о том, куда они сегодня ходили и что интересное видели.

Сначала озвучивать куклу Катю может сам руководитель, а зверей – дети. Но когда все поймут основную суть игры, то ее проведение можно полностью доверить ребятам, но при этом внимательно следить за тем, чтобы дети правильно пользовались такими словами, как «спасибо», «пожалуйста».

Такая игра помогает развивать не только речь детей, но и их воображение.


Репка
Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность, научить детей показывать сказку «Репка» по ролям, обучить элементарным мимическим приемам.
Оборудование: большая иллюстрация к сказке «Репка», когда все ее герои вытягивают репку из земли.

Ход игры: руководитель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Репка». Для этого воспитатель громко читает книгу и показывает всем иллюстрации, что помогает малышам лучше представить происходящие события.
Затем руководитель предлагает показать сказку самостоятельно, только для этого необходимо выбрать ребят на роль репки, деда, бабы, внучки, Жучки, кошки и мышки. Когда все готово к инсценировке, воспитатель начинает объяснять правила игры. Все герои, когда в сказке будет называться их имя, должны будут делать шаг вперед и говорить определенные слова (например, ребенок, который будет исполнять роль репки, при каждом ее упоминании должен сказать: «Да выросла я уже».

При слове «дед» необходимо будет сказать: «Тяну, тяну». При упоминании слова «баба» ребенок, играющий ее роль, будет говорить: «Ой, платочек надо завязать». При слове «внучка» следует сказать: «А вот и я!». При упоминании Жучки нужно полаять, при упоминании кошки – помяукать, а при слове «мышка» сказать: «Наконец-то позвали!».
Когда малыши хорошо запомнят те слова, которые им необходимо говорить, можно начинать показ сказки, которую будут оценивать дети, не участвующие в данной игре. Если ребята возьмутся за это дело с энтузиазмом, то сказка получится очень интересной и смешной.


Придумай предложение

Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогащая словарный запас, развивать память и внимание, что помогает сосредоточиться в сложившейся ситуации и принять правильное решение, воспитывать любовь к своим игрушкам и желание убирать их после игры.
Оборудование: любимые игрушки детей, картинки с изображением животных.
Ход игры: воспитатель организовывает игру следующим образом: вызывает к себе одного добровольца и просит придумать предложение со словом «кошка». Когда ребенок назовет его (например, «У меня дома живет кошка»), можно предложить сказать придуманные предложения другим детям.
Когда правила игры будут всем понятны, руководитель предлагает всем занять свои места на стульчиках, расставленных полукругом. Затем воспитатель уже не произносит новое слово, а лишь показывает картинку с изображением животного или игрушку.
Теперь дети начинают составлять предложения, чтобы в них присутствовало данное слово. Отвечают малыши по цепочке, и необходимо следить за тем, чтобы ответы не повторялись.
Если дети затрудняются ответить, они могут передать ход следующему участнику, но нельзя заострять на этом внимание, так как не все малыши способны сразу составить определенную фразу. Эта игра довольно сложная, поэтому ее сначала нужно проводить в небольших подгруппах, чтобы детям было легче сосредоточиться, и только потом в ней могут участвовать до 10 человек.