Влияние родительских установок на развитие
детей.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из
двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и
подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное
отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и
психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в
эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.
Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди.
Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаемый и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость
родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа
велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет
психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться
осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно
относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка,
избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в
поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны,
постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены,
тем сильнее их действие. Раз, возникнув, установка не исчезает и в
благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения
и чувства. Оружием против негативной установки может стать только
контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со
стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё
можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается",
но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение
своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и
способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и
не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты
психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем
мире.
Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в
поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и
поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает
зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных
родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут
иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не
слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими
указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даёте своим
детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь
трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство
и яркость эмоционального мира.
Естественно,
список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и
попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное,
казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и
отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его
поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
- Я сейчас занят(а)…
- Посмотри, что ты натворил!!!
- Как всегда неправильно!
- Когда же ты научишься!
- Сколько раз тебе можно
повторять!
- Ты сведёшь меня с ума!
- Что бы ты без меня делал!
- Вечно ты во всё лезешь!
- Уйди от меня!
- Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка,
и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас,
стал скрытен, ленив, недоверчив, не уверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами…!
- Я помогу тебе…
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы не случилось, наш дом
– наша крепость.
- Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым
и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна
оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не
беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте,
которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом
инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными,
энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не
только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и
догадываться!
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
|
Сказав так:
|
подумайте о
последствиях
|
и вовремя исправьтесь
|
"Не будешь
слушаться, с тобой никто дружить не будет…".
|
Замкнутость,
отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность
стереотипному поведению.
|
"Будь собой, у
каждого в жизни будут друзья!".
|
"Горе ты моё!"
|
Чувство вины, низкая
самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с
родителями.
|
"Счастье ты моё,
радость моя!"
|
"Плакса-Вакса,
нытик, пискля!"
|
Сдерживание эмоций,
внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных
проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.
|
"Поплачь, будет
легче…".
|
"Вот дурашка, всё
готов раздать…".
|
Низкая самооценка,
жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
|
"Молодец, что
делишься с другими!".
|
"Не твоего ума
дело!".
|
Низкая самооценка,
задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость,
отчуждённость, конфликты с родителями.
|
"А ты как
думаешь?".
|
"Ты совсем, как
твой папа (мама)…".
|
Трудности в общении с
родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка,
упрямство, повторение поведения родителя
|
"Папа у нас
замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
|
"Ничего не умеешь
делать, неумейка!".
|
Неуверенность в своих
силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития,
безынициативность, низкая мотивация к достижению.
|
"Попробуй ещё, у
тебя обязательно получится!".
|
"Не кричи так,
оглохнешь!"
|
Скрытая агрессивность,
повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей,
конфликтность.
|
"Скажи мне на ушко,
давай пошепчемся…!".
|
"Неряха,
грязнуля!".
|
Чувство вины, страхи,
рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе
друзей.
|
"Как приятно на
тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Противная девчонка, все они капризули!"
(мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!"
(девочке о мальчике).
|
Нарушения в
психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в
выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но
в то же время ни один не похож на другого".
|
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к
другому ребёнку!".
|
Чувство вины, страхи,
тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей,
"уход" в себя или "уход" от родителей.
|
"Я никогда тебя не
оставлю, ты самый любимый!".
|
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"
|
Недоверчивость,
трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия,
склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь интересна и
прекрасна! Всё будет хорошо!".
|
"Уйди с глаз моих,
встань в угол!"
|
Нарушения
взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие,
озлобленность, агрессивность.
|
"Иди ко мне, давай
во всём разберёмся вместе!"
|
"Не ешь много
сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".
|
Проблемы с излишним
весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.
|
"Давай немного
оставим папе (маме) ит.д."
|
"Все вокруг
обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности в общении,
подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля,
ощущение одиночества и тревоги.
|
"На свете много
добрых людей, готовых тебе помочь…".
|
"Ах ты, гадкий
утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".
|
Недовольство своей внешностью,
застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с
родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
|
"Как ты мне
нравишься!".
|
"Нельзя ничего
самому делать, спрашивай разрешения у старших!".
|
Робость, страхи,
неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность,
нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
|
"Смелее, ты всё
можешь сам!".
|
"Всегда ты не
вовремя подожди…".
|
Отчуждённость,
скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,
"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай, я тебе
помогу!"
|
"Никого не бойся,
никому не уступай, всем давай сдачу!".
|
Отсутствие самоконтроля,
агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении,
проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
|
"Держи себя в
руках, уважай людей!".
|
|