Здоровый образ жизни – это активная
деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Основные компоненты здорового образа жизни: правильное питание,
двигательная активность, закаливание, развитие дыхательного аппарата,
стабильное психо-эмоциональное состояние. Начальные знания и навыки
здорового образа жизни мы, педагоги, должны заложить в дошкольном
возрасте ребенка.
Работа педагогов современного
дошкольного образовательного учреждения направлена на сохранение и
укрепления здоровья, снижение заболеваемости, на формирование у
воспитанников знаний о здоровье и здоровом образе жизни,
совершенствование практических навыков здорового образа жизни. В
планировании физкультурно-оздоровительной работы выделяются три блока.
1. Специально организованная деятельность: утренняя
гимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные занятия,
гимнастика после сна. В утренней гимнастике используем традиционные,
ритмические, игровые, сюжетные упражнения. В гимнастику после дневного
сна включаются щадящие элементы закаливания (воздушные ванны, умывания),
а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая
гимнастика, профилактика и коррекция осанки и плоскостопия, упражнения
для глаз, самомассаж.
Физкультурно-познавательные занятия –
это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом
ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств,
любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий
физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание
интереса к активной двигательной деятельности.
Занятие состоит из четырех частей:
1.
Рассказ воспитателя или беседа с детьми с обязательным использованием
художественного слова: сказка, рассказ или стихотворение по теме.
2. Выполнение образных физических упражнений по карточкам с изображением животных и детей, выполняющих физические упражнения.
3. Подвижная игра.
4. Итог. Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение о том, что нового узнали на занятии.
На познавательных занятиях дети получают базовые знания по гигиене, по валеологии, о питании, режиме.
Дыхательная гимнастика - важный
фактор профилактики и лечения различных заболеваний. На занятии
используются цветовые рисунки правильного дыхания, карточки с
дыхательными упражнениями.
2. Совместная деятельность взрослого и детей.
Этот блок включает разнообразные активности: чтение художественной
литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок,
пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.
Игровая деятельность – главная
составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно
подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами,
имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений,
улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых,
прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это
является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
Также отводится место индивидуальной
работе с детьми (закрепление основных видов движений), коррекционной
работе (профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки),
обучение точечному массажу, правильному дыханию.
Большое место занимают
индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только
координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность,
настойчивость.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот
блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной
деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития
личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников.
Игровые упражнения со спортивным и нестандартным оборудованием
способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное – они вызывают
у дошкольников интерес и желание заниматься физической культурой.
Физкультурные досуги - это одна из
наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют
физические упражнения, которые проводятся в форме веселых мероприятий,
забавных развлечений.
Систематическое использование в
режиме дня оздоровительных и корригирующих упражнений способствует
укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом
развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботится о
своем здоровье.
|