«Подготовка к обучению письму»
(рекомендации для воспитателей и родителей)
Упражнения для развития руки ![](http://detskiysad30.ucoz.ru/_pu/0/s96853697.jpg)
Формирование правильного захвата орудия письма
«Посолим суп»
Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение («посолим»), которое сопровождается словами.
Например: Мы посолим суп, суп из перловых круп, круп…
Упражнение можно проводить в виде элементарных инсценировок, решая
при этом более широкий круг речевых задач. Например, воспитатель
рассказывает короткую историю, которую дети дополняют словами и
движениями («посолим»), задаёт вопросы по тексту.
«В одном лесу жили разные звери. Какие звери могли там жить?
(Ответы детей.) Звери жили – не тужили, не ссорились, а дружили. Любили
звери друг к другу в гости ходить. Кто в гости приглашает, тот и
угощает. Сегодня все собрались в гости к белочке.
Белочка взяла овощи. Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.) Стала
готовить салаты. Сделала салат из капусты и моркови и посолила его.
(Движение «посолим»). Сделала салат из помидоров и огурцов и посолила
его. (Движение «посолим».) Из чего ещё могла сделать белочка салаты?
(После каждого ответа выполняется движение «посолим».) Затем белочка
приготовила первые блюда. Сварила щи и посолила. (Движение «посолим».)
Что ещё могла приготовить белочка на первое? (После каждого ответа
выполняется движение «посолим».)
«Катаем шарик»
Упражнение проводится с детьми средней группы с использованием
шарика, диаметр которого 15 мм (в течение 30 сек.); со старшими
дошкольниками – с шариком (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа
начинается в медленном темпе, которого по мере совершенствования навыка
убыстряется. Упражнение можно сопровождать словами. Например:
Маленькие пальчики любят поиграть,
Гладкую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
- Катись, катись, горошина!
(Последняя строка произносится несколько раз в течение времени,
которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной
нормой.)
Всё! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладём свои горошины. Не будем их катать.
«Скакалочка» (упражнение для большого пальца). Дети
сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки,
большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну
сторону, потом в другую. Дети сопровождают движения словами. Например:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Руки у скакалочки.
«Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев.) Большой
и указательный пальцами правой руки соединены с одноимёнными пальцами
левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.
С помощью ненапряжённых больших и указательных пальцев дети
изображают репку (образуют контур подземной части овоща.) Затем,
напрягая пальцы, изображают свёклу. При максимальном напряжении пальцев –
морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением
(«репка» - «свёкла» - «морковка» - «свёкла» - «репка» и т.п.).
Выполнение движений можно сопровождать словами.
Вырастала репка жёлтая и крепкая.
И свеколка удалась, поедим её мы всласть.
И морковки урожай, сладкой, сочной, собирай.
При многократном повторении упражнения можно использовать стишок,
позволяющий педагогу контролировать количество выполненных движений.
Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай!
С этой грядки – репку, с этой грядки – свёклу,
Здесь возьмём морковку. Положили? И опять
Начинаем собирать. Здесь возьмём морковку,
За морковкой – свёклу, а теперь – и репку,
Что сидит так крепко. Положили?
И опять начинаем собирать.
Хоть и пальчики устали, урожай мы весь собрали.
Упражнение можно повторить несколько раз. |