
«Осознанное родительство. Воспитание гуманных чувств»В настоящее
время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая
большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей
искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Продолжается разрушение института семьи.
Ещё с детства
многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От
нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать нужно много работать»,
«У меня будет все, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и
т.д для наших родителей очевидного было ещё больше. Сейчас «очевидности»
сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а
мужчина - «расслабляться» пивом после работы.
Я все это
перечисляю не для того, чтобы сказать, как ужасна стала жизнь — для
осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых
важных сфер жизни — воспитании детей. Осознанное родительство пока не
самый распространённый термин, поэтому я могу себе позволить попробовать
найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть — не
принимать что-то не в веру, а понимать своим разумом, сердцем,
анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами.
Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной
семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно
позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не
наоборот, как часто, кажется).
На мой взгляд, осознанное родительство включает в себя:
- Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ;
- Бережное отношение к семье и своей роли в ней;
- Осознанное зачатие и подготовку к нему;
- Минимальное количество медицинских вмешательств;
- Осознанный
подход к физическому уходу и развитию ребёнка — от прививок, кормления,
«высаживания» на горшок до закаливания, физических игр и частого
пребывания на свежем воздухе;
- Активное влияние на пространство, в котором живет ребенок — экология, круг общения, информационная среда и т. д.;
- Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения и т. д.
- Общение внутри семьи, традиции, доверие, искренний интерес родителей и детей к друг другу.
Пожалуй, это
основное. Еще важный момент: цель осознанного родительства — не создание
тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А
именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т. п. В
общем, результат осознанного родительства — осознанный ребенок, человек,
полноценная и разносторонняя личность. Такой подход к воспитанию
сначала кажется «нереальным» - нужно же работать, как-то уживаться в
обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни (иначе
получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных,
здоровых и счастливых детей — важная задача каждого человека.
Кстати, достойных — кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.
Чем
заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают
ребенка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они
выполнили свою миссию, дальше человек жить сам, а родители возвращаются к
своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких
семьях бывают тесно связаны с родителями. Детям искренне интересно и
приятно дома. Только связь эта не формальная и юридическая, а духовная.
Детям искренне интересно приятно дома. Поэтому они возвращаются.
Опросы, проведенные среди родителей, показывают, что до 2-2,5 лет
большинство из них не считают провинившегося ребенка виноватым. "О какой
вине тут можно говорить? Ведь он не понимает, не может сдержать себя, а
раз не может - не виноват" - такова обычная логика рассуждений. Но как
проверить: может сдержать или нет? Как уловить ту невидимую грань, до
которой ребенок не может, а после которой может сдержать себя, подавить
желание овладеть влекущим предметом, иначе: поступить сознательно,
произвольно?
Произвольность - важная, но не единственная
предпосылка нравственного поступка. Мы знаем: к началу дошкольного
возраста у ребенка формируется речь, развиваются мышление, восприятие,
память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах,
о добре и зле. Большинство из них ребенок узнает от нас, взрослых.
Конечно, не в ходе специальных уроков. Общение, конкретные жизненные
ситуации - вот обычный контекст "нравственной педагогики". "Не лги", "не
отбирай игрушки у младших", "не обижай слабого", "умей поделиться
подарком" - десятки и сотни раз слышит это дошкольник в семье, в детском
саду, на улице, в транспорте... Помогают и сказки, книжки, кино: тут
люди и звери, растения и предметы воплощают в себе добро и зло,
сердечность и жестокость, радушие и эгоизм. Немало значит и "социальное
научение": малыш внимательно наблюдает за поведением и отношениями
взрослых. Сочувствие, взаимопомощь родителей по отношению друг к другу,
так же как и неучтивость, и эгоизм, - все вызывает резонанс, все
оставляет след в сознании ребенка.
Итак, к началу дошкольного возраста (к 3-4 годам) ребенок входит в сферу нравственных отношений людей.
Он знает многие нормы и способен их соблюдать. А значит, несет личную
ответственность и за их нарушение. Но именно теперь перед нами в полный
рост встает главная задача: как сделать так, чтобы ребенок не только
мог, но и хотел соблюдать моральные нормы? Как воспитать у него
нравственные мотивы?
Нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый
процесс. Вначале он охватывает лишь "вербальную сферу": ребенок
осваивает нормы "на словах", в поведении же легко нарушает их.
Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на
поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых,
возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются
прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.
Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им
представлений о добре и зле, "соприкасаясь" с бескорыстным общением со
стороны близких взрослых, "высекает искру" нравственности нового типа -
нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить
положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего
контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение
вопреки изменчивости симпатий и настроений.
И пусть это только
зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и
окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир
в сложном мире человеческих отношений.
Заключение
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу
начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только
по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются
ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно
оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не
относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать
сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и
выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно
оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в
отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы
приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых-
«жалоб-заявлений»,которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то
из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том,
правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая
сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков
взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое
поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а
бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его
мотивом является нравственная самооценка. |