Четверг, 03.07.2025, 14:46

МАДОУ "Детский сад №30" г.Тобольска 0+

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развиваем способности ребенка

Развиваем способности ребенка

 

Среди   самых   интересных   и   загадочных   явлений   природы   детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест.

Проблема ее диагностики и развития волнует педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время.

Это    объясняется,    во-первых,    значимостью    способностей    для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач,  способных созидать новое в различных

сферах жизни,

Именно таким потенциалом и обладают одарённые люди,

Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что; каждый ребёнок от рождения наделён  огромным   потенциалом,  который  при  благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Для ребёнка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной  нагрузке.  У  него  развита  интуиция,   яркость,  конкретность представляемых образов и лёгкость манипулирования  ими.  «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются; фантазия; творческое развитие; нестандартность   мышления.   Кроме   того,   дошкольник   обладает   особой чувствительностью, отзывчивостью на окружающее.

 

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса », позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.


Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

 

Лист вопросов

Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету ».

В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

Интересуется механизмами и машинами.

Инициативен в общении со сверстниками.

Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

Интересуется актерской игрой.

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

Хорошо поет.

Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

Легко общается с детьми и взрослыми.

Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

Способен увлечься, уйти «с головой » в интересующее его занятие.

Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

Часто руководит играми и занятиями других детей.

Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

Умеет делать выводы и обобщения.

Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов » (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

Любит игры драматизации.

Быстро и легко осваивает компьютер.

Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая. 
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет » развития его дарований.
Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности. 

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
•творческая (2-й столбец листа ответов);
•академическая (3-й столбец листа ответов);
•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
•музыкальная (5-й столбец листа ответов);
•литературная (6-й столбец листа ответов);
•артистическая (7-й столбец листа ответов);
•техническая (8-й столбец листа ответов);
•лидерская (9-й столбец листа ответов);
•спортивная (10-й столбец листа ответов).

 

Лист ответов

 

1

 

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

 

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

 

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

 

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

 

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

 

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: директор (24.04.2013)
Просмотров: 539 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: