Развиваем
способности ребенка
Среди самых
интересных и загадочных
явлений природы детская одарённость, несомненно, занимает
одно из ведущих мест.
Проблема ее
диагностики и развития волнует педагогов и психологов на протяжении многих
столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых,
возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
умеющих творчески подходить к решению задач,
способных созидать новое в различных
сферах
жизни,
Именно
таким потенциалом и обладают одарённые люди,
Самым сензитивным
периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный
возраст. Доказано, что; каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом,
который при благоприятных условиях эффективно развивается
и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Для
ребёнка этого возраста характерна усиленная познавательная активность,
повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке.
У него развита
интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и
лёгкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста
являются; фантазия; творческое развитие; нестандартность мышления.
Кроме того, дошкольник
обладает особой
чувствительностью, отзывчивостью на окружающее.
Общая
характеристика
Эта
методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики
вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено»
несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения
итогов был введен «лист опроса », позволяющий сравнительно легко
систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной
диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно
самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите
их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей
шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,
проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в
проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное
оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в
первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это
должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого
сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой
стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек,
дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние
показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист
вопросов
Склонен к
логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно
мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится
новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету ».
В рисунках
нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных
предметов, людей, ситуаций.
Проявляет
большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит
сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко
входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется
механизмами и машинами.
Инициативен
в общении со сверстниками.
Энергичен,
производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет
большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится
новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро
запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит
много времени на то, что нужно запомнить.
Становится
вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит
необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко
реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко
построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо
конфликта.
Интересуется
актерской игрой.
Может легко
чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых
поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет
уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит
участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо
излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен
в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не
только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много
о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен
составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток
и т.д.
Хорошо
поет.
Рассказывая
о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную
мысль.
Меняет тональность
и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит
разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко
общается с детьми и взрослыми.
Часто
выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо
улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен
увлечься, уйти «с головой » в интересующее его занятие.
Обгоняет
своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться
в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит
использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,
рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на
инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается
только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное
отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая
драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит
рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает
причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
Бегает
быстрее всех в детском саду, в классе.
Любит
решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по
разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет
ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно
рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения
для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит
музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать
музыку.
Выбирает в
своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния
героев, их переживания и чувства.
Склонен
передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает
(любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин,
механизмов.
Часто
руководит играми и занятиями других детей.
Движется
легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен,
любит анализировать события и явления.
Способен не
только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает
книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год
или на два.
Обращается
к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо
играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет
передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной
линии событий, о которых рассказывает.
Стремится
вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением
рассказывает.
Любит
обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен
принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его
возраста.
Любит
ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен
долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит
пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных
вариантов.
Умеет
делать выводы и обобщения.
Любит
создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и
клеем.
В пении и
музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен
фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает
о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой
легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит
много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов »
(модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети
предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает
проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет
широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
Способен
предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное
время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и
справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает
художественные книги (сказки и др.)
Может
высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или
созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет
собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в
рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства,
настроения.
Любит игры
драматизации.
Быстро и
легко осваивает компьютер.
Обладает
даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически
выносливее сверстников.
Методика
рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности
у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него
преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок
позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку
«портрет » развития его дарований.
Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как
программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может
быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам
представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской
одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать
как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской
одаренности.
Обработка
результатов
Сосчитайте
количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются).
Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы
баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов
одаренности:
•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
•творческая (2-й столбец листа ответов);
•академическая (3-й столбец листа ответов);
•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
•музыкальная (5-й столбец листа ответов);
•литературная (6-й столбец листа ответов);
•артистическая (7-й столбец листа ответов);
•техническая (8-й столбец листа ответов);
•лидерская (9-й столбец листа ответов);
•спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист
ответов
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
32
|
33
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
39
|
40
|
41
|
42
|
43
|
44
|
45
|
46
|
47
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
55
|
56
|
57
|
58
|
59
|
60
|
61
|
62
|
63
|
64
|
65
|
66
|
67
|
68
|
69
|
70
|
71
|
72
|
73
|
74
|
75
|
76
|
77
|
78
|
79
|
80
|
|