Проектная деятельность в детском саду
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно
изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой
качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ
ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного
детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.
Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для
развития –непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и
навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через
совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно
овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,
способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является
технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически:
без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов
осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с
развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало
которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи.
Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса.
Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: «Проект –
есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»
(по определению Килпатрика).
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой
американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов,
использующих проектный метод на практике.
Типы проектов:
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой
вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте :заказчик, эксперт, исполнитель,
участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в
контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями
культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и
долгосрочный.
Исследовательские проекты
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры,
обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной
значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы
исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов.
Например,путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о
путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само
путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление
результатов,презентация.
Технология проектирования в ДОУ
План тематического проекта
1. Тема и ее
происхождение__________________________
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации
проекта____________
3. Необходимые материалы___________________________________________________________
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем?
____________________________________________________________________
Что мы хотим узнать?
_________________________________________________________________
Как нам найти ответы на наши вопросы?
_________________________________________________
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
___________________________
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта ______________________________
МЕХАНИЗМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Воспитатель – организатор детской продуктивной
деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной
руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности,
ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и
обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация
предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги,
различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход
детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для
реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников
образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок,
ребенок –ребенок, дети – родители. Возможны
совместно-индивидуальные,совместно-взаимодействующие,совместно-исследовательские
формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку
обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит
результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы
для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка,
подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации
проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность,
чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений
Проектировочные способности проявляются во
взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией
(человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства
дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с
ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства
с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки
проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель,
владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по
самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем
управления любой социальной организацией.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства
дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике ДОУ начинается с ориентации на
актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами
проектирования.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их
реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность
воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться
на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
- усвоить
алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь
без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять
усилия всех субъектов педпроцесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера
развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и
системно-транслируемые проекты.
Критерии проектов
1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых
решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем
решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5. Надлежащее оформление :соответствие стандартным требованиям, качество
эскизов, схем, рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации , т.е.
ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.
Алгоритм разработки проекта
творческой
группой воспитателей
Этапы
|
Задачи
|
Деятельность творческой группы
|
Деятельность научно-методической службы
|
Начальный
|
Определение
темы, проблемы. Выбор группы участников
|
Уточнение
имеющейся информации, обсуждение задания
|
Мотивация
проектирования, объяснение цели проекта
|
Планирование
|
Анализ
проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор
критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
|
Формирование
задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.
|
Помощь в
анализе и синтезе (по просьбе группы)
Наблюдение.
|
Принятие
решения
|
Сбор и
уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта.
Уточнение планов деятельности.
|
Работа с
информацией. Синтез и анализ идей.
|
Наблюдение,
консультация.
|
Выполнение
|
Выполнение
проекта
|
Работа над
проектом, его оформление
|
Наблюдение,
советы (по просьбе группы)
|
Оценка
результатов
|
Анализ
выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)
|
Участие в
коллективном анализе проекта и самооценки
|
Наблюдение.
Направление процесса анализа (если необходимо)
|
Защита
проекта
|
Подготовка
к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных
результатов, их оценка.
|
Защита
проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.
|
Участие в
коллективном анализе и оценке результатов проекта.
|
Актуальность темы проекта
Проект направлен на решение вопросов патриотического
воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание
расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение
родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном
обществе конкретизация задач по краеведению, использование региональных и
парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Цели проекта: создание условий, раскрывающих творческий и
интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое
взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и
саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения
детей к традиционной культуре родного края.
Сроки: декабрь – апрель.
Достижение поставленной цели возможно, если решить
следующие задачи:
- Сформировать
у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
- Дать
представление о роли родного поселка, края в экономическом развитии
страны; познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и
значением для жизни поселка.
- Создать
условия для участия родителей в образовательном процессе.
- Формировать
позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его жителям.
- Познакомить
детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного
края.
- Развивать
творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной
деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
Данный метод предполагает реализацию
ряда принципов:
- Принцип
природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в
соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
- Принцип
проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения
проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы
путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
- Принцип
народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная
культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
- Принцип
опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими
специфически детскими видами деятельности (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые
взаимодействуют и обогащают друг друга.
- Принцип
сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка
как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого,
диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных
отношениях.
- Принцип
краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный
процесс культуры города Тобольска.
- Принцип
культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных
элементов человеческой культуры разных сфер искусства.
- Принцип
учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать
различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее
изученному материалу на новом, более высоком уровне.
- Принцип
развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного,
уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Для реализации проекта был разработан тематический
план «Приобщение детей старшего возраста к культуре родного края», составленный
на основе программ: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией
Васильевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой,
М.Д. Маханевой; региональной программы «Животный и растительный мир
Прибайкалья» Л.А. Мишариной.
Прогнозируемый результат:
- Расширение
знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре,
формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и
личностного отношения к действительности.
- Расширение
связей ДОУ с социумом.
- Улучшение
работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как
участников педагогического процесса детского сада.
Тематический план работы
Разделы работы
|
Основное содержание, сроки
|
Познавательно-речевое развитие
|
«Я и вся
моя семья»
|
Обычаи и
традиции семьи, составление родословной и герба семьи (декабрь 2008)
|
«Наш
поселок Михайловка»
|
Обзорные
экскурсии по поселку, целевые прогулки к памятникам, учреждениям: музей,
школы, больница, магазины, ЦВР, ЦОН, ДШИ Посещение храма Василия Великого,
совместно с родителями (декабрь 2008 – январь 2009)
|
«Любимый
Иркутск – середина Земли»
|
Рассматривание
иллюстраций об Иркутске, беседы о гербе Иркутска.
Посещение детьми с родителями музеев, галерей, театров, цирка, дельфинария и
составление рассказов об уведенном или представление видео.
Чтение произведений иркутских писателей и поэтов (январь, февраль 2009).
|
«Природа
Приангарья»
|
Циклические
наблюдения за природой, погодой (декабрь – апрель)
Проведение акций «Зеленая елочка – живая иголочка» (декабрь)
«Помоги птицам зимой» (январь)
Рассматривание фотоальбома Малеева «Животный мир Сибири»
Занятия природоведческого цикла: «Реки Сибири», «Викторина о Байкале» (для
родителей)
Чтение детям произведений Иркутского автора Софьи Бунтовской «Экологически
чистых сказок с берега Байкала»
Досуговые мероприятия: «День Земли», «Синичкин календарь».
|
«Развитие
связной речи детей 5–7лет»
|
Знакомство
детей с произведениями местных авторов, журналистов, поэтов, используя газеты
«Мое село», «Черемховские новости», журнал «Сибирячок».
Драматизация с детьми сибирских сказок. Изготовление родителями атрибутов,
декораций для сказок, участие в постановке произведений и сказок. Семейный
театр.
Знакомство со сказками, легендами о Байкале. Пересказы этих произведений.
Придумывание вместе с педагогами и родителями загадок об интересных местах
поселка (вокзал, школа, музей, храм, театр)
Составление описательного рассказа о храме
Чтение эпизодов из детской библии разговор о впечатлениях.
Приобщение родителей к приобретению и чтению журнала «Сибирячок»
Посещение библиотеки, встречи с местными авторами. Составление рассказов по
впечатлениям.
|
«Приобщение
детей к истокам русской народной культуры»
|
Народные
традиции, промыслы, приметы: «Коляда», «Сибирские посиделки», «Праздник
русского валенка»
Праздники народно-земледельческого цикла
|
Художественно-эстетическое развитие «Культура и
искусство в ТОБОЛЬСКЕ»
|
«Изобразительное
искусство в Тобольске»
|
Ознакомление
детей с деревянным зодчеством Иркутска. Знакомство с творчеством художников Тобольска.
Посещение родителями с детьми Иркутского художественного музея. Посещение
выставок ДШИ.
|
«Музыкальная
культура Сибири»
|
Разучивание
народных песен, потешек, частушек регионального содержания. Ознакомление с
народными инструментами. Ознакомление с песнями о родном крае. Выступление
перед детьми вок. групп ДК «Жарки» – «Ветераночка», «Любавушка»
Цикл занятий по музыкальному воспитанию: «Музыкальная культура Сибири»
|
Физическая культура
|
«Игры
народов Сибири»
|
Изготовление
родителями атрибутов для подвижных игр. Помещение игр народов Сибири в
папку-передвижку.
Разучивание с детьми игр: «Иголка, нитка, узелок» «Коршун», «Льдинка, Ветер и
Мороз», «Олени и пастухи», «Ястреб и утки», «Ручейки и озера»
Спортивный праздник «Спортивная семья»
|
|