Четверг, 02.05.2024, 21:04

МАДОУ "Детский сад №30" г.Тобольска 0+

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 174
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются: 
 Соблюдение правил. 
Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребе­нок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре форми­руется положительное отношение к образу жизни лю­дей, к поступкам, нормам и правилам поведения в об­ществе. 
Социальный мотив игр. 
Социальный мотив закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра — это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ре­бенку становится недостаточно заменять отношения иг­рой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, — это пойти в школу. 

 В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное раз­витие. 
Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему еще не доступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольни­ков часто присутствуют такие слова: «как будто», «пона­рошку» и «ло правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребенок не притворяет­ся: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, во­дитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти попав­шего в аварию товарища. 

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский так­же отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя но­вую роль, погружается в воображаемый мир. И, неза­висимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом игру­шечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положе­но совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку». 
С усложнением игры и игрового замысла чувства де­тей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чув­ства. Когда ребенок подражает космонавтам, он пере­дает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за пору­ченное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в ней формиру­ется эмоциональный мир малыша. 

 В ходе сюжетно-ролевой игры происходит разви­тие интеллекта дошкольника. 

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, с формирова­нием его интересов. У детей дошкольного возраста воз­никает интерес к различным событиям жизни, к раз­ным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вслед­ствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображени­ем. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков») продолжаются неделями, постепенно раз­виваясь. Появление длительной перспективы игры го­ворит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, как это бывает у малы­шей, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение де­тей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. 

В сюжетно-ролевой игре развивается воображе­ния и творчество. 

Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность дей­ствий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Уже в конце третьего и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яр­кие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвер­том и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях — все это помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи меж­ду разными явлениями жизни. 

Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, ко­торые помогают ему действовать в соответствии со взя­той на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его во­ображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к пред­метам игры, тем больше сходства ищут с действитель­ностью. 

 Развитие речи. 

В создании образа особенно велика роль слова. Сло­во помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способ­ности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. 
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои дей­ствия, и этим самым осмысливает их; словом он пользу­ется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда це­лые эпизоды игры создаются с помощью слова. Осо­бенно заметна роль слова в так называемых режиссерс­ких играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обыч­ной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за свою дочку-куклу. 

Виды сюжетно-ролевых игр: 

- Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праз­дники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрос­лых, их отношениях.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, биб­лиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожар­ные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). 
- Игры на героико-патриотические темы, отражаю­щие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). 
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зай­ца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержа­нию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята от­ражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. 
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок застав­ляет говорить, выполнять разнообразные действия ку­кол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры зара­нее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их ли­тературными или воображаемыми признаками. 

Уровни развития сюжетно-ролевой игры: 

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в опреде­ленной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия де­тей однообразны и часто повторяются. Роли не обозна­чены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникнове­ния игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре. 

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре уже могут объеди­няться 2—3 человека. 

Третий этап. Основное содержание игры — также дей­ствия с предметами. Однако они дополняются действи­ями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначе­ны и распределяются до начала игры. Игрушки и пред­меты подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответ­ствии с ролью. Логика, характер действий и их направ­ленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действи­ями партнеров, не связанных друг с другом, не соотне­сенных с ролью. Продолжительность игры увеличива­ется. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные яв­ления. 

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с дру­гом. Тематика игр может быть разнообразной: она оп­ределяется не только непосредственным, но и опосре­дованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же иг­рам, или на основе личных симпатий и привязаннос­тей. Игры одного содержания не только длительно по­вторяются, но и развиваются, обогащаются, существу­ют долгое время. В игре на этом этапе четко выделяется подготови­тельная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек -самоделок). Требование соответствия жизненной логике рас­пространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек. 

Категория: Мои статьи | Добавил: директор (18.09.2014)
Просмотров: 4000 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: