Игра – это такое средство, где воспитание переходит в
самовоспитание.
Игра
теснейшим образом связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного
развития в детстве, оно приобретает особое
значение.
Игра
– первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль
в развитии личности, в формировании свойств
и обогащении его внутреннего содержания.
Игра
подготавливает детей к
продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая
в нем способности и качества, необходимые
для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить.
В
игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от
действительности, и проникновение в
неё. Способности
к преобразованию действительности в образе и преобразованию
её в действии, её изменению закладываются и подготавливаются в
игровом действии, и в игре прокладывается путь от
чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом,
в игре, как фокусе, собираются, в ней проявляются и
через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях,
которые ребенок, играя, принимает на себя,
расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
В
игре в той или иной мере формируется свойства, необходимые для учения в школе,
обуславливающие готовность к обучению. На разных этапах развития детям
свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером
данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Игры детей
характеризуются следующими особенностями:
1.
игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни
людей.
2.
отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок
пользуется в этой деятельности
3.
игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный
характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
4.
игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5.
игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений,
а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6.
в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность
7.
разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного
возраста является игра. Но если в младшем дошкольном возрасте
в процессе игры ребенок большевнимания уделяет познанию вещей, их
свойств, связей, то в среднем и старшем
дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием
отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.
Возникая на границе раннего детства и
дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается
и достигает во второй его половине своего
высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена
между ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно
облегчает ребенку выполнение правил.
По содержанию игры детей третьего и
четвертого года жизни разнообразны. Большое место занимают игры подвижные
(догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися
предметами игрушками для катания). Очень любят
дети игры с песком и водой, к четвертому году жизни
дети производят не только неосмысленные движения со
строительным материалом, но и пытаются что-то
конструировать. На третьем году жизни проявляется стремление детей к
коллективным играм. Сначала дети, требуя участников для игры,
часто играют, забывая, что около них находятся товарищи,
а впоследствии уже вся игра принимает коллективный
характер, хотя строгого распределения ролей нет, и дети
обычно не замечают, что состав играющих уже имеется.
Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией,
что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и
роскошным, не оставляющим никакой работы для воображения и
требующим высшей осторожности в обращении с ними.
В среднем дошкольном возрасте у детей начинает
преобладать творчески сюжетная игра, причем, как сюжеты, или темы
этих игр, так и их содержание (действие,
раскрывающее сюжет) становятся все
более разнообразными, воспроизводящими явления бытовые,
производственные, общественной жизни, а также материал сказок
и рассказов.
К 6-7 годам,
благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и
относительно более устойчивых интересов,
воображения и мышления, игры детей становятся
более содержательными и усложняются по своей форме.
Часто сюжетами
детей служат события школьной жизни, то есть игра «в
школу», являясь близкой перспективой старших дошкольников.
Старшие
дошкольники в значительно большей степени, чем
младшие, допускают всякого рода условности в игре, заменяют
одни предметы другими, дают им вымышленные названия,
изменяют порядок изображаемых действий и т.д. И
все же, ведущим видом деятельности дошкольника является игра.
Сущность игры,
как ведущей деятельности, состоит в том,
что дети отражают в игре различные стороны
жизни, особенности деятельности и взаимоотношений
взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей
деятельности.
В
игровом коллективе у детей появляется
потребность регулировать взаимоотношения со
сверстниками, складываются нормы
нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют
то, что им было воспринято ранее, свободнее
и лучше управляют своим поведением. Таким образом,
ролевая игра оказывает большое влияние на формирование
личности ребенка. Отметим наиболее характерные черты игры старших дошкольников.
Дети обычно
договариваются о ролях, а затем развертывают сюжет игры по определенному
плану, воссоздавая объективную ломку событий в определенной
последовательности. Каждое действие, производимое
ребенком, имеет свое логическое продолжение в другом, сменяющем
его действии. Вещи, игрушки и обстановка получают
определенные игровые значения, которые сохраняются на протяжении
всей игры. Дети играют вместе, и действия одного ребенка связаны с
действиями другого.
Разыгрывание
роли заполняет всю игру. Для детей
является важным выполнение всех требований,
связанных с ролью, и они подчиняют этим
требованиям все свои игровые действия.
Нигде
поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде
оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной
формы.
Ребенок подчиняется
правилу не потому, что ему грозит наказание, но только
потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее
удовлетворение игрою.
|