Все
дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир каждый по-своему: один
ребенок с интересом прислушивается к
звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает
новые рисунки и необычные предметы.
Первый
ребенок - аудиал, он ориентирован на слуховое восприятие информации, ему
важно, что он слышит. Второй - кинестетик,
воспринимающий мир через ощущения
тела: тактильные (прикосновение), температурные, двигательные, обонятельные
(запах), вкусовые. Третий - визуал,
для него главной является зрительная
информация.
Среди
взрослых еще встречаются дискреты - те, кто перерабатывает информацию путем ее логического
осмысления с помощью цифр, знаков, схем.
Дискрет
встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции
или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему
необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это; в душе такие люди очень
чувствительны и ранимы.
Среди
дискретов много программистов, шахматистов, ученых и исследователей. От них
часто можно услышать: «это нелогично», «анализирую», «выясняю». Поскольку
такие люди воспринимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними
необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.
Часто
разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией,
ребенок, как правило, прибегает к наиболее удобной для него, которая
называется доминантной, или ведущей модальностью
восприятия. В среднем среди модальностей
восприятия: аудиалов - 25%, визуалов - 34%, кинестетиков - 16%, дискретов -
25%.
Чтобы успешно организовать воспитательно-образовательный
процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при
восприятии, запоминании, переработке и использовании информации, и с учетом
этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей
модальностью, ребенок будет прекрасно справлять ся с поставленными перед ним
задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.
Рассмотрим основные характеристики каждого типа.
Характеристики типов репрезентативной системы
Поскольку
дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других
начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей
помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с
такой же легкостью забывают лица.
Такие
малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать - дети-аудиалы очень
общительны. Они могут придумывать различные истории и игры (однако при этом
сами не любят участвовать в подвижных играх).
Аудиалы
могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со
зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий
на картинках, не всегда получается ловко залезать на горку, быстро и долго
бегать), поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
В
речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью
запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.
Разговаривая
с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно
предложить комментировать то, что он делает.
При
восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро
запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он
сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Визуалы
ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья. однако охотно поговорят
на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Любят
лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на
взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпочтут рассматривать картинки в
книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их
речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели»
и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает. Для
ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбирает цвет колготок,
платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам.
Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в
лужу, потому что ботинки будут грязными, а следовательно, некрасивыми.
Воспитывая
малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив),
коммуникабельности, физической координации. В процессе проведения
непосредственно образовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется
использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового
материала зрительными образами. Познание
мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикосновений, движений. У
них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить.
Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им
трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Про
кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» - любят все трогать, ощупывать.
Ничего страшного, что игрушки таких малышей недолговечны - разбирая, они
познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Очень
привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят забираться на колени,
обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ласкать, прижимать к себе, целовать
и как можно меньше употреблять любимую большинством родителей фразу «Не
трогай!». В
речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных
прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно»,
«жарко», «мягко», «больно». С трудом концентрируют внимание и легко
отвлекаются. Помнят общее впечатление, лучше запоминают, двигаясь.
В
ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не
рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно, таким детям
следует давать моторную разрядку. Версии
песни «В лесу родилась елочка» в зависимости от типа репрезентативной системы Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку - то елочка поет.
Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: «Спи,
елочка, бай-бай», мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее
веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками - так шумно мы живем!» Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю - она стоит.
Гляжу и вижу: стройная, зеленая, блестит. Метель глядит на елочку, очерченную
ясно. Мороз увидел елочку: «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе
обрисовалась ель. Мелькнула тень лесничего - остался серый пень. И вот она,
нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу». Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку.
Растет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что
есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку
стукнулся - умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул
лесник топориком - и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к
нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла». Дискрет-версия:
«В лесу возникла елочка. В
центральной полосе. Функционально стройную, ее ценили все. Порывы ветра
снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий
озадаченный случайно проходил - мужчина нашу елочку ножовкою спилил. Теперь
она на празднике работает в ДК. И стала популярною нам темой для стиха!»
|