Консультация для родителей
Тема: «Как дошкольник становится школьником?»
Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в
школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в первом и даже во
втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в
школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не
превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не внешняя, а
внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к
другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем,
насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического
усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет младшего
школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального школьника, то есть
ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и, главное, под влиянием
обучения успешно продвигается в своем умственном развитии. И первое, что нас
интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, то
есть так называемая "позиция школьника", по определению известного
психолога Л.И. Божович. Школа - это
особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное
дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое,
становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина
работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты
имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали
работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к
тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То,
что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит
всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься. Очень
приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо
стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в
классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает
товарищам...
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон
"ученика", на которого остается только молиться учителям и
родителям... Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее
"чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно
явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим педантизмом в
соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного
портрета.
Что еще должно войти в психологический портрет воображаемого
отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не болтает с соседом
по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не отправляется гулять
по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или маленькой машинки,
которую время от времени можно потихоньку покатать взад-вперед. Ведь, во-первых,
что может быть для него важнее, чем рассказ учительницы, а во-вторых, он уже
научился управлять собой, быть внимательным, не отвлекаться, даже если рядом
происходит что-то необычное (например, сосед лезет под парту искать укатившуюся
ручку). Это - произвольность поведения. Она сказывается во всем - в
сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом рассуждений учителя и
других детей, своевременно выполнять указания, действовать в соответствии с
правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но одной произвольности
недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать то, что рассказывает
учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем
в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно
применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого
восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и
применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет, особо
подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно
рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и закончить, если бы
ребенок мог продержаться только на сознательности и произвольности. Практически
это невозможно, и на помощь приходит интерес к самому учебному материалу - к
тому, как жили люди в старину, как они живут в разных странах, к миру животных,
к причинам, порождающим явления природы, и к тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и посмотрим, в какой
мере он соответствует требованиям, предъявляемым к "идеальному"
ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином отношении к окружающим
людям и своим собственным занятиям, чем позиция школьника. Мама и папа тебя
любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во всяком случае не будут ругать,
если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает, что они сердятся и даже
наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это легко исправить: стоит
только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать: "Я больше не буду",
чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым, хорошо: им все можно, а вот тебе
почему-то многое запрещается. Детский сад - место, где играют. Занятия - это
тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь ему посчитать, сколько нужно
чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты чего-нибудь не понял, сделал
не так, тебя все равно похвалят - ведь ты старался. Елена Петровна,
воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей много, а она одна. За
всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать, слушаться, не слишком шуметь.
Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь заготовила для этих детей немало
чудесных сюрпризов, и потому было бы несправедливо обрекать их на скучное,
ограниченное существование, в то время как совсем небольшие усилия со стороны
родителей, несложные специальные занятия, неожиданный подход к тому или
иному делу, могут сделать ребенка многогранной личностью, что в будущем
откроет перед ним все возможные двери. Е.Е. Южакова, воспитатель первой квалификационной категории |