Использование
педагогами представленных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической
работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом
развитии. Социальное развитие ребенка с психофизическими нарушениями проходит в
условиях поэтапного усвоения базовых концентров: "Я - сам", "Я и
другие", "Я и окружающий мир" в процессе целенаправленного
обучения. Игра "Кто спрятался?"Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать
себя со своим именем. Оборудование: яркий платок. Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик,
гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит:
"Петя - хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми,
поиграй с ним". Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит:
"Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!"
Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: "Вот,
Петя!", одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз
акцентируя его внимание на самом себе. Эту
же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или
за спиной у ребенка. Игру
можно повторить несколько раз. Игра "Кто это?"Цель: учить ребенка узнавать себя в зеркале, использовать
указательный жест. Оборудование: зеркало во весь рост ребенка. Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый
указательным жестом обращает внимание ребенка на изображения в зеркале, затем
словами побуждает ребенка посмотреть на себя: "Кто это? Это Петя! Вот
какой Петя! А это тетя! Вот тетя" (взрослый жестом показывает на себя).
Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребенок не
может это сделать самостоятельно, взрослый берет его руку в свою и помогает ему
совместными действиями.
Важно,
чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркале. Игра повторяется 2-3 раза.
В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но
и произносить свое имя, говорить "Я". Игра "Бабушкин клубочек"Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать
себя со своим именем. Оборудование: клубок ниток. Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на пол,
показывает клубок, смотрит на ребенка, улыбается, ласково ему говорит:
"Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!". Если
ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем
взрослый восклицает: "Вот, Аня, поймала клубочек!" и одновременно
похлопывает своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на
самом себе.
Эту
же игру можно проводить с группой детей, при этом взрослый находится напротив
детей и катит клубок поочередно, называя каждого ребенка по имени: "Кто
поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!" Игру можно повторить
несколько раз. |