Консультация для родителей:
«Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время»
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование
твердой и свободной воли.
Н. И. Пирогов
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем
доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово
Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто
называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного
образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось
в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти
именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и
его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия
атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны
сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям.
Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к
Православным традициям нашего народа.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических
периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не
в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис
духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося
положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки
дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с
учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений
Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и
нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного
воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования
направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в
предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все
ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна
из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью
всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной
культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском
саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды
детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как
«Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,
приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и
привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного
опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте –
с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое
духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его
адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало
ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений
человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и
формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию,
интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое
развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет
поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и
государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих
духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по
духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих
программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья
детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с
нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование
абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с
институтом семьи.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи,
образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного
образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается
историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример
с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые
поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и
источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной
личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является
семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения
на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не
навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что
именно родители ответственны за воспитание детей.
1. Предлогается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения
социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
2. Цель воспитания:
а. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной
жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с
другими людьми.
б. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать
обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во
взаимоотношениях со всеми.
в. Учить быть примером для других не на словах, а на деле,
избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить
прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь
себе.
г. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
д. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и
родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию
отечественной культуры.
3. Задачи:
а. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания
в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
б. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные
поколения.
в. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
г. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал
каждого ребенка.
д. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь
детей.
е. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение
православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности,
единения.
ж. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей,
ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии,
формирование представлений о формах семейного уклада.
4. Предполагаемый результат:
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце
ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не
ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на
основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии
друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному
творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в
усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к
добру и неприятию зла.
5. Трудности:
- Потребность в инструктивных и методических материалах;
- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с
детьми дошкольного возраста и их семьями;
- знания педагогов получены лишь путем самообразования;
- необходимы разработки нормативно-правовой базы;
- подготовка кадров;
- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;
- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.
Воспитатель, Южакова
Елена Евгеньевна
Список литературы
по духовно – нравственному воспитанию
детей
1. Видякова З.В. Педагогика и
антропология в учении святителя Тихона Задонского – М.: Пересвет, 2004 - 42с.
2. Духовные истоки воспитания. Альманах, №1,
2002 – М.: изд-во Моск. Патриархии, 2002- 160с.
3. Екименкова В.М. Вера исцеляет сердца: Из
опыта преподавания православной этики. - М.: Ковчег, 2001 – 157с.
4. Ириней, епископ. Поучения о православном
воспитании детей. М.: Изд. Русского на Афоне Свято - Пантелеймонова
монастыря, 1995- 59с.
5. Слярова Т.В., Янушкавичева О.Л.
Возрастная педагогика и психология: Учеб. Пособие. - М.: Покров, 2004- 142с.
6. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. 4.1. Педагогика.
Школа. Человек. - Клин: «Христианская жизнь», 2002.- 63с.
7. Сурова Л.В. Искание высот: сб. статей по вопросам духовного
воспитания и развития личности - Клин: «Христианская жизнь», 2004- 159с.
8. Шестун Е., протоиерей Православная педагогика: Учеб. Пособие. -
М: Православная педагогика, 2002- 575.
9. Абраменкова В.В. Игры и игрушки нищих детей: забава или пагуба?
Современный ребенок в «игровой цивилизации»- М.: Даниловский благовестник,
2001- 140с.
10. Гармаев А. , священник. Тихий разговор с совестью.
Нравственные беседы для семьи и школы. - Волгоград: Вестник
церковной педагогики, 2001- 78с.
11. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. - Волгоград
: Вестник церковной педагогики , 2001.-134с.
12. Рогозянский А. Хочу или
надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. – Спб.: Знание. 2001. - 190c.
|