Вы первый раз привели ребенка в
детский сад. Волнуетесь. Переживаете.
Как справится ребенок с новой
ситуацией?
Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду»,
и как сделать так, чтобы она прошла
наиболее безболезненно для Вашего малыша?
Родившийся малыш
постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды, живя в семье в
определённых, сравнительно устойчивых условиях. Между организмом и этой средой
устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к
окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к
определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих
ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму,
способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения
с родителями, привязанность к ним. Но время бежит быстро. Итак, ваш ребенок начал
ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех
по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет
в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается
слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются
и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей.
Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые,
наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми,
и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя
обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей
на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений,
и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда
и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители
жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет,
стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще
не может осознать, что с ним происходит, и таким образом
реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут
даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся
в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если
они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно. Что же всё таки такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Итак, разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь... Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время и ваш ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем. Поэтому детей с тяжелой адаптацией, которую обычно прогнозируют у ребенка еще в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных механизмов. Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды. И вот вы именно в то время, когда ребенок остро в вас нуждается, когда вам необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливаете на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.
По тому, как дети приспосабливаются к садику, выделяют три основные группы адаптации. Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену
обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания.
Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить
только через родителей (в хучшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить
контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не
задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным,
замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо
безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто
родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет
освоиться в детском саду. Hо постепенно все может уладиться, и это во многом
зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией,
помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
Средняя степень адаптации - в эту группу опадают
дети без нервных расстройств - они в детском саду "всего лишь"
начинают часто болеть. Еще бы, происходит "обмен" всевозможными
инфекциями. Подобную "прививку" могут выдержать далеко не все дети -
у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации
заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие
мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш ваш заболеет, а значит,
адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет
адаптироваться вашему ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Поведение ребенка:
Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями
воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут
постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может
развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно,
может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное
экспериментирование). При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к
новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации
заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что
может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от
неблагоприятного варианта.
Легкая адаптация - наконец, почти половина детей составляет
самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или
менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели. С таким
ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении,
обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Поведение ребенка:
Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем
остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому,
когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе,
может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре
предметы-заменители, например, понарошку кормит куклу, настроение бодрое или
спокойное, пантомимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок
придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание
и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с
другими детьми, доброжелателен к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации,
является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой
обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом этапе, психологами был специально разработан ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу, и эмоциональный портрет ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад.
гр
|
эмоциональное состояние
|
деятельность
|
отношения со взрослым
|
отношения с детьми
|
Речь
|
Потребность в общении
|
1.
|
слёзы, плач
|
отсутствует
|
отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)
|
отрицательные
|
отсутствует или связана с воспоминаниями о близких.
|
Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.
|
2.
|
неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.
|
наблюдение, подражание взрослым.
|
положительные, по инициативе воспитателя.
|
отсутствуют или положительные (ответные).
|
ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).
|
Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и
получении от него сведений об окружении.
|
3.
|
спокойное, уравновешенное
|
предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.
|
положительные, по инициативе ребёнка
|
положительные
|
инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).
|
Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.
|
Насколько легко ребенок войдет в коллектив группы?
Это зависит от многих факторов, и прежде
всего от того, насколько сам малыш замотивирован ходить в сад и насколько не
боятся этого родители. Нередко родители чуть ли не отговаривают дитя от садика
- и порой успешно. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям
единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери,
привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Не следует вместе с тем забывать,
что на поведение и развитие маленького ребенка накладывает отпечаток и
состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребенок может быть капризным,
раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отставать в
физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию
движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения
детского сада.
Как правило, ослабленные
дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее
переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает
внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его
состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые
плачут, зовут родителей.
Очередная простуда
Как же отнестись к тому
объективному факту, что в саду ребенок часто болеет? Стресс, в частности,
проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к
заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность
инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем
микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него "свои",
а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают,
что ребенка в саду "простудили".
Самое важное, что следует при
этом иметь в виду: причина постоянных простуд и хронических ОРЗ чаще вовсе не
медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической
защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок
простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает
неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой
скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с
легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять
простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы
и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по
восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального
равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.
Какие шаги могут
предпринять родители с этой целью? Прежде всего, необходима уверенность, что не
только ваш ребенок "подходит" детскому саду, но и конкретный сад
подходит вашему ребенку. Ведь не секрет, что садик садику рознь. Родители
должны убедиться: атмосфера выбранного ими учреждения достаточно благоприятна и
комфортна.
Кроме этого, врачи рекомендуют в период адаптации для профилактики
острых респираторных заболеваний провести десятидневный курс витаминотерапии. В
последующие полгода такие курсы надо повторять каждые 1,5 месяца. Доказано
положительное влияние препаратов, улучшающих клеточный обмен, на снижение
заболеваемости ОРВИ в период адаптации.
Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал впервые посещать
детский сад?
Полная адаптация ребенка к детскому саду
возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо
заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей
прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно чаще сами отводить
его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду, следует
внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по
желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском
саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации,
которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и
развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и
терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Если вы хотите узнать больше о том, как обстоят дела вашего малыша в садике, поиграйте с ним домашними игрушками в детский сад. Пусть одна из этих игрушек будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и предложите решение его проблемы через нее, ориентируя игру на положительный результат.
Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?
Самое главное —
ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что
ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь
к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка,
и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок
обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это
новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости
его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо —
эти же чувства будут передаваться и ему.
Во-первых, сами относитесь доброжелательно и приветливо к окружающим людям,
не проявляйте озлобленность к другим и тогда и малыш будет контактным, и не
будет бояться общества.
С детками постарше чаще гуляйте в парках и на детских площадках, пусть
малыш учится контактировать и с взрослыми, и со сверстниками. Наблюдайте,
замкнут ли ваш ребенок или открыт для контакта и помогите ему приобрести навыки
общения.
Множество конфликтов в детском саду происходит на почве нежелания делиться
игрушками. Решить этот вопрос будет нелегко. Нужно научить ребенка и не
жадничать, и в то же время уметь отстаивать свои интересы. Проигрывайте с
карапузом такие моменты, покажите ему, как решить проблему без конфликта
(например, поменяться друг с другом или пусть предложит второму ребенку другую
игрушку, если не хочется расставаться со своей).
Говорите своему малышу, что вы очень довольны им, ведь он такой большой и
самостоятельный. Расскажите чем занимаются в детском саду, что туда приходят
много деток и ему будет весело с ними играться. Ведь неизвестность всегда
пугает, особенно малышей. А так он будет спокойней и уверенней в себе.
Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не
критикуйте воспитателей, дети легко перенимают ваше отношение.
Покажите ребенку его
превосходное положение. Ведь мам и пап, а также бабушек и дедушек не берут в
детский сад играться, только он удостоился такой чести (ему можно то, что не
доступно родителям). А значит быть в садике – это не наказание, а радость. |