Развитие
ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт
дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и
тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к
результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к
дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем,
что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства,
не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического
развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к
школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и
навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по
подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей
дошкольного возраста.
Поэтому,
в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в
стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы
дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. При этом
педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности. В ФГОС указано, что одним
из обязательных разделом программы любого ДОУ является раздел «Планируемые
результаты освоения детьми основной образовательной программы дошкольного
образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может
приобрести в результате освоения программы: любознательный, активный,
общительный, физически развитый, эмоционально-активный. Основная
общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем
дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень
развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна
выполняться каждым дошкольным учреждением.
В тексте ФГОС не употребляется
слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания»
дошкольников. Такая форма образовательной деятельности как занятие не
соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной
теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без
отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый
документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности
дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так
как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться
от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально
организованной деятельности уже давно назрела.
Ведущими видами детской деятельности станут:
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности
соответствуют определенные формы работы с детьми. Содержание основной программы
включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат
разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям:
физическому, социально - личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей:
развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования,
лепки и т. д. Все это заложено в образовательные области. Образовательные
области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы
детского сада – все они в равной степени представлены в образовательной
программе дошкольного образования. Программа строится с учетом интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных
образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного
материала. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок
познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со
сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так
взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают
формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Безусловно,
в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и
воспитателей. Например, инструктор по физической культуре участвует в
проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. В соответствии
с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС
предлагает для мотивации образовательной 23 деятельности не набор отдельных
игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и
проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими
событиями являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.),
международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это
радость, дань уважения, память. Проектная деятельность станет приоритетной.
Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство
взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это
наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны
участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и
своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить
важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными
участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от
того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями. Основная программа дошкольного образования обеспечивает
преемственность с примерными основными программами начального образования, чего
не было ранее. Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет
надежду на качественные изменения в данной сфере. Ребенок дошкольного возраста
нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в
развитии. Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного
ребенка. |