Вторник, 20.02.2018, 14:29

МАДОУ "Детский сад №30" г.Тобольска 0+

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 170
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для педагогов «Репрезентативная система»

Все дети разные, поэтому и восприни­мают окружающий мир каждый по-сво­ему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.

Первый ребенок - аудиал, он ориентирован на слуховое вос­приятие информации, ему важно, что он слышит. Второй - кинестетик, воспринимающий мир через ощущения тела: тактильные (при­косновение), температурные, двигательные, обонятельные (запах), вкусовые. Третий - визуал, для него главной является зрительная информация.

Среди взрослых еще встречаются дискреты - те, кто перераба­тывает информацию путем ее логического осмысления с помощью цифр, знаков, схем.

Дискрет встречается нечасто. Человеку с таким восприятием сложно выражать свои эмоции или говорить о чувствах, потому что у него активно работает логика и ему необходимо всему найти объяснение. Но, несмотря на это; в душе такие люди очень чув­ствительны и ранимы.

Среди дискретов много программистов, шахматистов, уче­ных и исследователей. От них часто можно услышать: «это не­логично», «анализирую», «выясняю». Поскольку такие люди вос­принимают окружающий мир через логику, то и в общении с ними необходимы логические доводы, желательно научно обоснованные.

Часто разные модели восприятия сочетаются, но, сталкиваясь с новой информацией, ребенок, как правило, прибегает к наибо­лее удобной для него, которая называется доминантной, или веду­щей модальностью восприятия. В среднем среди модальностей восприятия: аудиалов - 25%, визуалов - 34%, кинестетиков - 16%, дискретов - 25%.

Чтобы успешно организовать вос­питательно-образовательный процесс, педагог должен знать особенности каждого ребенка, проявляющиеся при восприятии, запоминании, пере­работке и использовании информа­ции, и с учетом этого выбирать тот или иной способ общения. Если он совпадет с ведущей модальностью, ребенок будет прекрасно справлять ся с поставленными перед ним задачами, результативно работать с материалом и хорошо его запоминать.

 Рассмотрим основные характеристики каждого типа.

Характеристики типов репрезентативной системы

Поскольку дети-аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют большой словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица.

Такие малыши любят слушать музыку, аудиозаписи сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать - дети-аудиалы очень общительны. Они могут при­думывать различные истории и игры (однако при этом сами не любят участвовать в подвижных играх).

Аудиалы могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием (например, им тяжелее дается поиск различий на картинках, не всег­да получается ловко залезать на горку, быстро и долго бегать), по­этому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.

В речи они часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат. Однако легко отвлекаются на звуки.

Разговаривая с ребенком-аудиалом, полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Для быстрого приобретения необходимых навыков ему можно предложить ком­ментировать то, что он делает.

При восприятии информации дети-визуалы больше полагаются на зрительные ощущения. Они быстро запоминают цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон.

Визуалы ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья. однако охотно  

поговорят на взрослые темы (на рас­стоянии вытянутой руки).

Любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Такие детки предпо­чтут рассматривать картинки в книжке, а не слушать сказку. Думают они образами, у них бурная фантазия. Для их речи характерно употребление слов «посмотрите», «красивый», «яркий», «вы видели» и проч. Внимание устойчивое, небольшой шум им не мешает.

Для ребенка-визуала важно, что на нем надето, он сам выбира­ет цвет колготок, платья, кофточки. Девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, а следовательно, некрасивыми.

Воспитывая малыша-визуала, необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности, физиче­ской координации. В процессе проведения непосредственно об­разовательной деятельности и игровых сеансов рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкре­пления нового материала зрительными образами.

Познание мира детьми-кинестетиками происходит с помощью прикоснове­ний, движений. У них хорошо развита моторика, они много двигаются, обычно рано начинают ходить. Такие малыши любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом.

Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками» - любят все трогать, ощупывать. Ничего страшного, что игрушки таких ма­лышей недолговечны - разбирая, они познают мир. Им трудно уси­деть на месте, занимаясь одним делом.

Очень привязаны к маме, долго не слезают с рук, любят заби­раться на колени, обниматься. Поэтому таких детей надо чаще ла­скать, прижимать к себе, целовать и как можно меньше употре­блять любимую большинством родителей фразу «Не трогай!».

В речи кинестетиков присутствует огромное количество каче­ственных прилагательных. Они часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «холодно», «жарко», «мягко», «больно». С трудом кон­центрируют внимание и легко отвлекаются. Помнят общее впечат­ление, лучше запоминают, двигаясь.

В ходе непосредственно образовательной деятельности или игрового сеанса не рекомендуется заставлять их сидеть долгое вре­мя неподвижно, таким детям следует давать моторную разрядку.

Версии песни «В лесу родилась елочка» в зависимости от типа репрезентативной системы

 

Аудиал-версия: «В лесу мы слышим песенку - то елочка поет. Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет. Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай», мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай!» Вокруг нее веселую мы песенку поем. Звенит она игрушками - так шумно мы живем!»

Визуал-версия: «В лесу я вижу елочку. Смотрю - она стоит. Гляжу и вижу: стройная, зеленая, бле­стит. Метель глядит на елочку, очерченную яс­но. Мороз увидел елочку: «На вид она прекрасна!» В широкой перспективе обрисова­лась ель. Мелькнула тень лесничего - остался серый пень. И вот она, нарядная, блистает на балу. А дети в ярких шапочках играют на снегу».

Кинестетик-версия: «В лесу я чую елочку. Рас­тет на ощупь ель. Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель. Метель, погладив елочку, укутала снежком. Мороз об елку стукнулся - умчался кувырком. Тяжелою походкою про­шел в лесу лесник. Взмахнул лесник топори­ком - и лес в мгновенье сник. И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла».

Дискрет-версия: «В лесу возникла елочка. В центральной полосе. Функционально строй­ную, ее ценили все. Порывы ветра снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий озадаченный слу­чайно проходил - мужчина нашу елочку но­жовкою спилил. Теперь она на празднике ра­ботает в ДК. И стала популярною нам темой для стиха!»

 




Категория: Мои статьи | Добавил: директор (23.04.2015)
Просмотров: 461 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: